1) Зарождение русской дворянской усадьбы восходит к средневековью.
Но владельческая усадьба XV-XVII веков еще мало отличалась от обычного крестьянского двора, как по планировке, так и по материалам, использованным при ее строительстве.
У мелкопоместных землевладельцев усадьба располагалась, как правило, в окружении крестьянских дворов,
являясь центром населенного пункта, и отличалась от окружающей застройки лишь количеством и величиной строений.
При доме иногда разбивали плодовый садик, но чаще всего небольшой и утилитарный по назначению.
Лишь крупные феодалы-вотчинники разводили большие плодовые сады и даже упоминали их в своих
духовных завещаниях: «А се даю сыном своим, Василью, Дмитрию, да Дмитрию Меншему,
двор свои да сад за городом на посаде, да садец меншей, а тем ся дети мои поделят межи себе без обиды, ровно» (Духовная грамота князя галицкого Юрия Дмитриевича (1433 г.)
С началом петровских реформ в Россию стали проникать новинки западноевропейской культуры паркостроения.
Но первоначально усадьбы европейского типа получили распространение в основном вокруг столиц.
Только к концу XVIII века, после указа Императрицы Екатерины II о вольности дворянства, усадьба нового типа широко входит в быт.
Европейская эстетика, проникнув в Россию, существенно трансформировалась, вобрав в себя русские национальные черты.
Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев.
Сотни разбросанных по стране дворянских усадеб были в некотором смысле островками европейской культуры в российской глубинке.
В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров.
А рядом с ними существовали творения местных архитекторов, столяров, живописцев, уступающие в чистоте стиля, но нередко исполненные своеобразной выразительности.
Мы привыкли ассоциировать наших писателей, поэтов, музыкантов с их родовыми имениями, в которых они творили.
Но эти имения - не просто места отдыха и творчества.
Это дома, где выросло не одно поколение представителей рода, это хозяйство, требующее постоянной заботы, присмотра, руководства работами, это крестьяне и дворовые, также вносившие значительное разнообразие в жизнь помещика.
Да надо ли делать длинный список всего того, что отвлекало творческого человека, живущего в усадьбе, от написания очередного гениального произведения? Можно ли понять, прочувствовать произведения А.С. Пушкина, А.Н. Островского, И.А. Бунина, не прочувствовав и не поняв среду, в которой жили эти люди, над чем смеялись, от чего страдали?
|