Этот архитектурный "остров" лежит в той части Москвы, куда жители других районов обычно не ездят просто так, без дела. Люблино, парк с небольшими старыми прудами, уютный, располагающий к отдыху. Крашеный дощатый забор отгораживает от парка явно старинную постройку с пологим куполом. Мало кто из случайно попавших сюда людей догадывается, что это интереснейший памятник русского классицизма, уникальный по композиции дворец. На специальной карте московских достопримечательностей он правда, помечен, но никто из местных жителей не смог нам ответить, где он находится. А тем не менее это хоть и не большой, но подлинный дворец бывшей усадьбы князя Дурасова, построенный в начале XIX века по проекту московского архитектора И.В.Еготова, автора знаменитого госпиталя в Лефортове. В характере композиции дома есть что-то и от знаменитых вилл Палладио, и от проектов французсского архитектора XVIII века Леду. Один из старинных московских путеводителей дает такую характеристику дворца: "Дом сей походит много на сельские дома около Рима и с легкостию архитектуры имеет в себе нечто величественное" Однако неверно было бы назвать эту композицию подрожательной - эта вещь вполне самобытная. В плане здание представляет крест с концами идинакокой длины, а вцентр его искусно вписана окружность. Концы креста-это четыре торжественных зала с коробовыми сводами, а центр занимает еще более торжественный, круглый в плане купольный зал с богатейшей и довольно хорошо сохранившейся росписью в манере гризайль, иллюзорно имитирующей барельеф. Автор росписи дворца- известный живописец времени Скотти. Снаружи зал композиционно подчеркнут четырьмя секторами колонад, вписанных в каждую пару концов креста. Красивые лестницы на высоком цоколе дополняют композицию. Существует легенда, что идея креста, положенного в основу плана, принадлежит самому заказчику, пожелавшему увековечить память о получении им в награду за службу креста Анны I степени. Впечатление парадности усиливается выразительным контрастом между сравнительной простотой здания снаружи и великолепием центрального интерьера. Пространство купольного зала при довольно скромных размерах производит сильное впечатление-с таким мастерством выражен тут масштаб. И, выходя наружу, с трудом осознаешь, что за этими скромными по размерам и форме фасадами скрываются такие значительные, торжественные, подлинно дворцовые залы. |